КАК БУДТО В ПЕСНЕ ЕСТЬ ПОКОЙ

Ритмы Венгерского хорового конкурса

Венгрия – страна с традиционно высоким развитием хорового искусства. 4 июля, приветствуя международный форум, президент Венгрии говорил, что в организации конкурсов музыкальному Будапешту не угнаться за признанной «столицей» хорового пения – городом Дебреценом (вторым по величине венгерским полисом), где раз в два года проводятся хоровые фестивали.

    60 детей не старше 15 лет – отроческий хор Образцового коллектива студии «Полёт»  вернулся из Венгрии с самого популярного европейского хорового конкурса в Дебрецене. Вторая премия – 60 тысяч форинтов! В первом для «Полёта» зарубежном музыкальном состязании участвовали и победили начинающие хористы, недавно влившиеся в основной концертный хор. Четыре раза поднимались жуковские «соловушки» на конкурсную сцену – в полуфинале, финале, фольклорном смотре и, наконец, на Гран-при. Преодолели четыре тура.

  Парад

       В день открытия конкурса по улицам Дебрецена проследовал парад участников –40 хоров, и вокруг – толпы венгров, иностранцев… У наших «полётовцев» - шапочки с маленьким российским триколором и очень красивый государственный флаг. Каково же было удивление, когда им объявили, что русский хор из г. Жуковского идёт первым – открывает престижный музыкальный фестиваль!

     Потрясающая, чуткая венгерская публика слушала конкурс и удивительно точно определяла исполнительский уровень поющих. Горячие симпатии и успех следовали за полётовцами, особенно на Гран-при, где они исполнили хоровую миниатюру М. Парцхаладзе (произведений столь сложных здесь не пел никто), «Непогоду» Е. Адлера и «Дождик» М. Броннера (все эти сочинения написаны для «Полёта» и ему посвящаются).

  Цветы… Нет, ноты для господина солиста!

       Солисты «срывали» аплодисменты во всех четырёх турах. На Гран-при в известной песне-шутке Д.Кабалевского «Мельник, мальчик и осёл» солировали два Мити - Громов и Шевчук, талантливые исполнители, привлёкшие к себе сердца слушателей. К Мите Громову порой устремлялся кто-нибудь из зрителей и дарил очередные ноты, таким образом, отмечая лучшего, полюбившегося солиста (дарить конкурсантам цветы не принято).

     Казалось, в маленьких русских были влюблены все в Дебрецене. При их появлении рукоплескали… В шестиэтажном жилом корпусе наших детей окружили необыкновенным вниманием сами конкурсанты – соперники. Свету Куцую (её голос звучит в «Мышке Мусс» М.Броннера) чуть не носили на руках. А когда пришло время четвёртого тура, весь корпус – проигравшие и «сошедшие с дистанции» хористы, все как один, вышли проводить жуковчан на Гран-при.

  Только без сопровождения, пожалуйста!

   Говорят, что именно голос имеет божественную природу. Все музыкальные инструменты придумал «противобог» - лукавый (кстати, вспомним - церковь осудила виртуозность Паганини). В этом смысле безусловно – светский всемирный конкурс в Дебрецене явился изначально «чистым», ибо в нём не допускались пение с инструментальным сопровождением, какая-либо музыкальная «механика». Только голоса и только a capella! Исполнение - весьма тонкий всеопределяющий элемент дирижёрского мастерства. Браво Татьяне Селищевой - художественному руководителю и главному дирижёру студии «Полёт»!

  Через тернии к музыке

      Всё наше повествование по мотивам беседы с Татьяной Евгеньевной. Ей слово:

- На конкурсе соревновались 40 хоров из 33 стран. Представлены были Англия, Франция, Финляндия, Африка. Япония, Канада. Прибыли пять-шесть американских хоров, несколько коллективов из Украины. Высочайший уровень хоровой культуры продемонстрировала Венгрия - ни одна страна не выставила столько сильных хоров. Однако вскоре выяснилось, что мы – единственные среди детских коллективов, выдержавшие «ценз» от 10 до 14 лет. Дети из «Полёта» оказались самыми младшенькими!

  Удар

 Обстановка складывалась крайне нервная. Сразу в Дебрецене нас ждал удар – оказалось, что мы не выучили 6 обязательных произведений (два триптиха на венгерском)! Как это могло случиться? Не дошло почта с нотной рассылкой? По счастью, на жеребьёвке первого тура удалось «скинуть» один триптих таким образом: с лёгкой руки я «вытянула» из двух вариантов программы – выученный вариант… Однако для финала, который должен был состояться через два дня, всё равно необходимо было одолеть обязательную «триаду». Но что такое два репетиционных дня, если прочие участники соревнования разучивали эти произведения полгода!

     О нашем несчастье узнали все конкурсанты, пообещавшие: «Если русские дети за два дня разучат цикл и споют его на финале, то мы будем аплодировать им стоя». Так и  случилось. Они сдержали обещание.

      А тогда никто не знал, как мы выкрутимся из трудного положения. За два часа до выхода на сцену «Полёт» только соединял голоса… В ходе второго тура, завершив свои программные выступления, хоры (удивительные сочувствующие наши соперники) из рук в руки передавали нам ноты… Дело в том, что ноты с обязательной программой стоили доллар, и мы смогли купить только 30 сборников для 60 наших хористов. Чтобы у каждого были ноты, дети брали их и шли прямо на сцену. Все следили за нами, волновались.

 «Ноты, которые надо петь религиозно» 

-    Обязательное произведение, о котором идёт речь, - три хора на венгерском языке – на конкурсе 1992 года уже исполнялись дебреценским детским хором. Овациями тогда вызвали автора музыки, и венгерский композитор умер, идя на сцену. В память о нём необыкновенное и роковое произведение сделали обязательным для соревнующихся в 1994 году. А загадочность цикла можно понять из названий: «Буквы, которые надо петь религиозно», «Буквы как бусы», «Буквы, которые должны звучать как лучи, отражающиеся в воде». Интуитивно музыканты должны были преодолеть языковой барьер и понять, что же это такое… Оказалось, что мы поняли и спели это произведение лучше всех, жюри признало верной именно нашу трактовку.

 Жюри

 Жюри на конкурсе в Дебрецене не отличалось справедливостью.

Во-первых, непреложным оказалось негласное правило – премируют на Гран-при только смешанный хор, именно поэтому сильнейший хор девушек г. Будапешта не удостоился Гран-при. В этой ситуации высшую премию присудили прибалтам – рижскому молодёжному смешанному хору. Им отдали предпочтение 13 членов жюри из 17. К участию в концерте на Гран-при допускались по два коллектива, именно те, которые получили I и II премии среди хоров своего состава (составы полные и камерные, детские, однородные - мужские, или женские и смешанные). Ещё в полуфинале, не набрав нужных балов, вылетел хор из подмосковного Калининграда, а «Полёт» выиграл II премию. Явную несправедливость к нам допустила секретарь конкурса, предложившая «отправить» жуковчан … на третье место, хотя хор наш уже набрал более 110 очков, достаточных присуждения второй премии. К секретарю не прислушались. А третью премию в итоге не дали никому.

Об искренних друзьях 

Потрясающий конкурс! Многие сравнивают его со «школой» фигурного катания, тоже исполняющейся без инструментального сопровождения. Как высказался российский консул, устроивший в консульстве приём для детей: «Там, где другие поющие показывали «прыжки в два оборота», жуковчане выполнили – три». Для него хор олицетворял частичку России, причём  лучшую… Получив «премиальные 60 тысяч форинтов, полётовцы сошлись на том, что непременно купят в подарок хору синтезатор и выбрали многопрограммный инструмент с фортепианной клавиатурой. Но цена синтезатора 88 тыс. форинтов! Российский консул подарил недостающую сумму.

  Конкурс в Дебрецене самый современный турнир не только исполнителей, но и композиторский. Дело в том, что здесь отбираются только послевоенные (написанные после 1945 года) музыкальные сочинения, терпкие «плоды»  современного композиторского языка. Но у полётовцев этот язык как бы на слуху! Успех жуковского хора определялся ещё и избранным репертуаром, прежде всего талантливой музыкой молодого московского композитора Михаила Броннера – самого близкого друга «Полёта». Его прекрасная, «вкусная» (от слов «высокий вкус») хоровая музыка явилась открытием для венгерской слушательской и европейской композиторской аудитории (исполнялись хоры из кантаты «Ключ от королевства» - «Мышка Мусс», «Дождик» и «Псалом № 129»).

  Многих неприятных огрехов помог избежать российский представитель конкурсного жюри композитор Ефрем Иосифович Подгайц, объективно оценивший «Полёт». После начального тура он пояснил, что уступили венграм первое место именно в венгерской программе, а наша собственная программа – просто удивительная!

 Я не люблю хвалить чиновников, но Евгений Фёдорович Грунин – зав. отделом культуры, сопровождавший «Полёт» в Венгрии на поверку человек просто удивительный. Без него нам было бы плохо в обстановке постоянного нервного напряжения. Он творил для нас – взрослых и детей – добрую и деловую атмосферу, а что касается конкретной финансовой помощи – именно он «нашёл»  для «Полёта» 11 млн. рублей через Комитет по культуре и туризму Московского региона. Кстати, через московское АО «Каникулы» для полётовцев устроили путешествие «проездом» в Польшу – в древний Краков – первую столицу королевства Польского, в Варшаву на родину Фредерика Шопена – в поместье Желязова Воля.

                           Татьяна Селищева

          Материал подготовила

                                         Вероника Аркадьева

«Жуковские вести», № 33, 23 июля 1994 года

ИСТОРИЯ В СТАТЬЯХ И ИНТЕРВЬЮ
СЕЛИЩЕВА ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА

Сопровождённые фото и видеоиллюстрациями статьи и интервью, рассказывающие о концертах, поездках и важных событиях в жизни хоровой студии и Школы хорового искусства "Полёт", опубликованные в городских газетах, начиная с 1993 года.

Татьяна Евгеньевна Селищева - выдающийся дирижёр и хормейстер, талантливый педагог и воспитатель, заслуженный работник культуры Российской Федерации, создатель и бессменный художественный руководитель и директор ШХИ "Полёт" на протяжении 37 лет.     

  • Facebook
  • YouTube
  • Instagram

Школа хорового искусства "Полёт" им. Т. Е. Селищевой

РФ, г. Жуковский Московской области, ул. Фрунзе, д.28

Тел: +7 495 556 30 16 | poliotmusic@yandex.ru