ШХИ "ПОЛЁТ" ОТМЕЧАЕТ ПОЛУВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ

Рожденные для полета

50 лет назад, в апреле 1964 года, по инициативе Татьяны Евгеньевны Селищевой на базе кружков Дворца культуры, который тогда принадлежал ЦАГИ, была организована музыкально-хоровая студия, получившая имя «Полет».

Такой была творческая и педагогическая тенденция тех лет. Десятью годами раньше в г. Железнодорожный Г.А.Струве создал Детскую хоровую студию «Пионерия»; несколькими годами позже в г. Королеве (тогда Калининграде) появилась хоровая студия «Подлипки» под руководством Б.А.Толочкова. Студии и их руководители дружили, и, что особо ценно, все три мэтра воспитали себе смену – тех, кто сейчас продолжает их большое дело.

Изменились буквы в названии (хоровая студия стала муниципальной Школой хорового искусства), Дворец культуры ЦАГИ перешел в ведение города… Но «Полет» по-прежнему остается «градообразующим предприятием» - как полушутливо, но метко сказал один жуковчанин. Около половины нынешних педагогов, включая директора и дирижера концертного хора Наталию Константиновну Филатову, – выпускники «Полета».

С 2001 года «Полет» носит имя Т.Е.Селищевой. В хоровом классе висит посвященный ей стенд под названием «Рожденная для полета». Целое поколение, выросшее без Татьяны Евгеньевны, знает непреложные даты: 8 октября – день ее рождения, 25 июня – день памяти. 25 января - особо чтимый ею Татьянин день, который в «Полете» до сих пор стараются отмечать особо.

«Полет» хранит традиции

В Школу хорового искусства принимают всех. Вступительные экзамены весьма условны. Здесь считают, что детей без слуха и голоса не существует, а недостаток координации желательно начать восполнять как можно раньше. Этим и занимаются младшие хоры: «Капелька», «Зернышко», «Ручеек», «Солнышко».

Одна из главных традиций – шефство. Каждый ребенок, перешедший или поступивший в концертный хор, на первом же занятии получает шефа, который будет помогать ему ориентироваться в новом для него мире, а также разучивать и сдавать партии.

Сейчас в старшем хоре 105 человек, но в концертах участвуют не все, а только те, кто сдал партии.

«Зверское сольфеджио» тоже считается одной из традиций «Полета». (Руководители жалеют, что им не удалось разыскать и пригласить на юбилей Ирину Сергеевну Оноприенко, которая эту традицию заложила.)

По-прежнему действует совет хора, который выбирают тайным голосованием. Набравший наибольшее число голосов становится комиссаром хора. Существуют и свой костюмер, и свой библиотекарь…

В июне уже который год организуется городской лагерь, каждый день в котором начинается с гимнастики Стрельниковой. (В прошлом концертный хор каждое лето выезжал в «Салют», а впоследствии – в трудовой лагерь под Херсоном, в село Казачьи Лагери. О своей любви к последнему выпускники тех лет просили сказать особо.)

С 1993 года появилась возможность выезжать за границу (до этого были ежегодные поездки в пределах Советского Союза). «Хоровой коллектив не может существовать, если дети просто приходят на занятия: попел и ушел. Нужно все время к чему-то стремиться…»

Ангельский чин, или Какой вокал предпочесть?

Врачи-фониатры считают, что в раннем возрасте, до 18 лет, нельзя ставить женский академический вокал. Однако в последнее время есть такое направление - учить детей петь женскими поставленными голосами. Даже у членов жюри подчас расходится мнение, какой вокальной школе отдать предпочтение.

«Мне звонят и спрашивают: «Какой у вас вокал: эстрадный или академический?» Я отвечаю: «Детский». Я того же мнения, что и Татьяна Евгеньевна, что детский хор должен петь детскими голосами. Мы за пение на опоре, за круглый и светлый звук», - рассказывает руководитель «Полета» Н.К.Филатова.

Когда «Полет» совместно с Павлом Ряховским и хором московских певчих готовил диск духовной музыки, солист решил назвать его «Ангельский чинъ» - под впечатлением чистых детских голосов.

Репертуар без границ

«Я не устаю удивляться уникальности современных детей. Они любят петь сложную музыку. Они одинаково прекрасно поют классику и, например, такое произведение, как Enjoy the silence группы Depeche Mode», - рассказывает Н.К.Филатова. Она вспоминает, как удивлялись в прошлом году в Лиссабоне после исполнения «Ангела»: как могут дети так петь Рахманинова?

Много лет назад композитор М.Парцхаладзе, с которым «Полет» связывала долгая дружба, создал песню «Озеро» на стихи Б.Купаташвили.

Как ни радостен свет зари,

Ты хотя бы на миг замри

Перед чашей небесных слёз,

Усыпальницей ярких звезд…

Поскольку изначально это было написано для смешанного хора, Т.Е.Селищева попросила автора сделать переложение для детского. Мераб Алексеевич удивился, полагая, что дети не смогут исполнить это произведение: слишком глубокое у него содержание… Татьяна Евгеньевна ответила примерно следующее: «Ты сделай, мы споем, а ты потом скажешь…»

Третье десятилетие «Озеро» живет в репертуаре «Полета». Когда в очередном сезоне его начинают восстанавливать, работа всякий раз начинается с размышлений, о чем это. Дети мыслят – и начинают петь по-другому.

Хор много поет на иностранных языках: на английском, французском, немецком, итальянском, даже китайском. Сейчас готовится «Реквием» Моцарта – на латинском. По словам Н.К.Филатовой, дети легко схватывают звуковой облик чужих слов, но главное – понять смысл. «Если я слышу, что спели голые ноты, мы начинаем вспоминать перевод».

Иногда хор просят исполнить конкретные песни классического советского репертуара: в Коломне захотели услышать «Марш энтузиастов», в Китае - «Подмосковные вечера» и «Широка страна моя родная». «Мне было страшно: как они будут это петь? – признается Наталия Константиновна. – А детям понравилось! Я поняла, что это совершенно гениальные песни – они тоже на все времена. Совершенно современные дети с радостью и вдохновением исполняют их!»

Здесь и сейчас

К прошлому и настоящему Школы хорового искусства можно прикоснуться на новом сайте www.poliotmusic.ru , где собран богатый фото-, аудио- и видеоархив.

Незадолго до юбилея «Полету» удалось выпустить новый, четвертый по счету диск. Он содержит записи произведений Михаила Броннера - «Крестовый поход детей» и «Лимерики». (60-летие композитора, своего давнего друга, студия с теплотой и юмором отмечала два года назад.)

Хор «Вдохновение» (самый старший из хоров, значительную часть которого составляют выпускники разных лет), недавно вернулся из Рима, завоевав золотой диплом III международного хорового фестиваля «Roma Music Festival». Концертный хор готовится к летней встрече с Францией. (Весьма символично, что 21 год назад именно поездки во Францию и Италию открыли вереницу зарубежных гастролей «Полета».)

В ближайших планах – выступление 23 апреля в Московской консерватории, совместно с некоммерческим благотворительным фондом «Мир искусства». И, конечно, празднование юбилея! 25 апреля в ДК состоится концерт с участием всех хоров, на котором, в частности, планируется исполнить все 12 номеров «Реквиема» Моцарта в сопровождении оркестра «Времена года». А 12 апреля, в 16.00, Большой зал Дворца культуры ждет полетовцев всех поколений! Помнится, когда на прошлом юбилее зазвучал своеобразный гимн «Мы недаром называемся «Полетом» (музыка М.Парцхаладзе, слова В.Викторова) - подпевая, встала половина зала…

Екатерина Полянская, "Жуковкие Вести", апрель 2014

ИСТОРИЯ В СТАТЬЯХ И ИНТЕРВЬЮ

Сопровождённые фото и видеоиллюстрациями статьи и интервью, рассказывающие о концертах, поездках и важных событиях в жизни хоровой студии и Школы хорового искусства "Полёт", опубликованные в городских газетах, начиная с 1993 года.

СЕЛИЩЕВА ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА

Татьяна Евгеньевна Селищева - выдающийся дирижёр и хормейстер, талантливый педагог и воспитатель, заслуженный работник культуры Российской Федерации, создатель и бессменный художественный руководитель и директор ШХИ "Полёт" на протяжении 37 лет.     

  • Facebook
  • YouTube
  • Instagram

Школа хорового искусства "Полёт" им. Т. Е. Селищевой

РФ, г. Жуковский Московской области, ул. Фрунзе, д.28

Тел: +7 495 556 30 16 | poliotmusic@yandex.ru